Василий Кузнецов, галерея Veresov: «Мы не хотим быть супермаркетом»

Валерий Архиров_Сухие грибы_1999В конце 2011 года в культурную жизнь Москвы ворвалась галерея Veresov. Сегодня она представляет многих известных российских художников. Об основных принципах работы и достижениях галереи рассказывает ее генеральный директор Василий Кузнецов.
В конце 2011 года в культурную жизнь Москвы ворвалась галерея Veresov. Сегодня она представляет многих известных российских художников. Об основных принципах работы и достижениях галереи рассказывает ее генеральный директор Василий Кузнецов



kuzne

Василий, недавно узнал, что вы отправляли одного из своих художников в Марокко. Для чего?

- Задача галереи, как мы ее видим, заключается в том, чтобы помочь художнику реализоваться, и подбираем для них интересные примеры. Предел таланта не ограничен. Но кто-то готов идти вперед, а кто-то считает, что уже всего достиг, и стоит на месте. Виктору Брагинскому, которого мы отправили в Марокко, 60 лет. Но благодаря своей активности, амбициям, другим потребностям он сумел сдвинуться с точки и вырасти еще больше. Решение по творческой поездке Виктора Брагинского в Марокко, в итоге, вдохновило художника на новую серию работ , которая раскрыла еще одну грань его творчества. С российскими художниками такое редко бывает.

Брагинский_Подавец специй
Виктор Брагинский "Продавец специй"


Честно говоря, в первый раз слышу, чтобы галерея оплачивала одному из своих художников каникулы.


- В Москве много галерей, но все они занимаются примерно одним и тем же: спекулятивной деятельностью. Мы же отходим от продажной истории, руководствуясь концепцией Fine Arts Center. Конечно, мы не отказываемся от реализации предметов искусства. Но свою основную задачу видим в предоставлении комплекса сервисных услуг – как для клиента, так и для художника.
Сейчас в России крайне мало арт-дилеров, которые занимаются раскруткой художников. Парадокс: в индустрии арт-рынка ходят миллиарды, но в развитие потенциала людей почти никто не вкладывает. На Западе считается ненормальным, когда художник сам занимается своей раскруткой. А у нас один человек пытается и творить, и продвигать себя, и продавать свои работы. Невозможно в одиночку работать со всей индустрией. Большая редкость, если художник вылезает на своем таланте, упорстве, менеджерских способностях.
Посмотрите на шоу-бизнес: каждый занимается своим делом. Продюсерский центр берет на себя организацию концертов, формирование брэнда, подбор студии звукозаписи. И все работают на одного человека, который в итоге достигает результата, становится звездой. Сейчас некоторые поп-исполнители за концерт получают по 30 000 - 40 000 евро. Но если бы его песни вышел бы петь я, то не получил бы ни копейки. Хотя у меня есть голос. Потому что для этого поп-исполнителя рынок сформирован. Так и художник должен заниматься творчеством, как любой артист, развивать свой потенциал. Но на российском арт-рынке таких условий нет.


В чем причина?

- Рынок построен на спекулятивных схемах: нашел, купил, продал дороже. Кроме того, формирование действительно известного художника – большие деньги, инвестиции на длительный период. Не все располагают необходимыми возможностями.
Для меня галерея – это история не продажи, а формирования, создания имиджа или брэнда автора. Как продюсерский центр. Нет такого: сейчас сделаем выставку, подпишем к каждой работе ценник и продадим. Мы не хотим быть супермаркетом.


Валерий Архиров_Сухие грибы_1999
Валерий Архипов "Сухие грибы"

И как Veresov работает с художниками?


- Для начала создаем программу его продвижения на несколько лет вперед. Формируем цикл работ, работаем с искусствоведами, выбираем площадки для выставок – в их число входит не только галерея Veresov, но государственные музеи. На определенном этапе начинаем проводить зарубежные выставки. Ведем издательскую деятельность, в частности, выпускаем каталоги, обеспечиваем участие работ художника в аукционах – это необходимо для формирования рынка того или иного автора.
В мире искусства аукционы – единственная площадка, на которой формируется цена. И если работы художника не участвуют в аукционной деятельности, то сложно понять, зачем вообще нужна галерея. Самые крупные сделки происходят на аукционных площадках. За три года можно выйти на нормальные продажи.


Насколько я понял, вы не хотите жить с оборота, как это делает большинство московских галерей. Но и художники – не поп-исполнители, а выставки – не концерты, которые собирают тысячные залы. На чем вы зарабатываете?


- А вы знаете, что сервисные услуги для швейцарских часов порой стоит дороже техобслуживания «Мерседеса»?

Поясните.

- Разумеется, мы тоже продаем работы художников. Но как делают все: завлекают клиентов обещаниями, что у них «Лучшие художники и лучшие цены, покупайте у нас». И вот здесь наши пути расходятся.
Мы зарабатываем, в первую очередь, на сервисных услугах. Есть здание на Белорусской, в котором находится галерея Veresov. В центре города, в одном месте клиент может получить все необходимые услуги: показать коллекцию на нашей площадке, заказать климатические ящики, упаковать, перевезти за границу, напечатать каталог, застраховать. И все это без самостоятельного привлечения подрядчиков и субподрядчиков. Не надо носиться по всей Москве, тратить драгоценное время.
Представьте: человек купил картину. Принес ее домой, поставил коробку. Но нет то времени, то сил, то желания повесить ее на стену. Постоянно откладывает: может, на выходных возьму дрель. И все это затягивается на год – в лучшем случае. Мы же делаем покупку искусства комфортным.
Я не говорю сейчас о супер-искусстве, которое стоит миллионы. Нашими клиентами мы видим, в первую очередь, просто обеспеченных людей. Хотя, крупнейшие коллекционеры и государственные музеи также пользуются всеми нашими услугами. Причем у него работы стоят миллионы.
Кроме того, в России принято считать, что достаточно купить картину и повесить ее дома. Но вы же покупаете автомобиль и пользуетесь автосервисом. «Мерседес», в принципе, и без обслуживания ездить, но какие у этого всего будут последствия? Так и с коллекцией надо постоянно работать: делать выставки, выпускать каталоги, формировать интерес со стороны искусствоведов. Этим всем мы также занимаемся.


Борис Месерер_Портрт Беллы Ахмадулиной в красном_2000
Борис Месерер "Портрет Беллы Ахмадулиной в красном"

Как возникла идея создания такой галереи?


- Я был знаком с Николаем Вересовым по работе в антикварных галереях, в которые он периодически захаживал. Однажды за обедом вдруг прозвучала мысль: «Давай сделаем галерею». Увлеклись этой идеей. Пришли к общему мнению, что в России действительно не хватает обслуживания и сервиса в области арт-рынка. У меня есть необходимый опыт, Николай Вересов обладает финансовым ресурсом.
Потом были стройка, свет, оснащение по последнему слову техники. Меньше чем за полгода сделали ремонт. Кстати, архитектор советовался с Борисом Месерером. Открытие состоялось в декабре 2011 года с выставки акварелей Месерера «Портреты Беллы Ахмадуллиной» - прошел год со дня ее смерти и таким образом решили почтить память. Кроме портретов поэтессы показывали пейзажи Тарусы. На открытии была вся Российская академия художеств во главе с Церетели. И приехали художники, с которыми мы собирались выстраивать в перспективе отношения, посмотреть, что это за новая площадка.
Вторым автором стал Владимир Серебровский, который работает главным художником МХАТ в 1991 года. Нас познакомил художник-реставратор Сергей Богословский. Приехали в мастерскую, посмотрели живопись. Серебровский долго не соглашался, процесс переговоров оказался очень трудоемким – зато сейчас доволен.
В том же 2012 году галерея стала сотрудничать с крупнейшими государственными музеями, делать с ними совместные проекты. Кстати, выставка с Серебровским, которую мы делали для себя, в итоге решили провести летом в Театральной галерее на Малой Ордынке. Крупный проект «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве», который привлек порядка 60 000 человек, организовали в Третьяковской галерее. Выставка проходила в декабре 2012 – марте 2013 годов. Застроили порядка 2000 кв. метров.



Можно будет увидеть новых авторов в галерее Veresov в ближайшее время?


- Начинаем работать с династией Осиповых-Федоровых, которая насчитывает больше 100 лет. Еще в 1903 году Александр Осипов, сын крестьянина Кашинского уезда Тверской губернии, поступил учеником в иконописную мастерскую. Его внучка Мария Федорова известна как художник по костюмам. Редкость, когда ты попадаешь в семью, где все, включая дедушек, бабушек, мам, отца и 30-летнего сына – все художники. И все поколения занимаются живописью, причем не как хобби, а посвящают этому жизнь. Редко встречается.

Почему Veresov не занимается молодыми художниками? Валерию Архипову, самому «юному» автору, которого вы представляете, больше 50 лет.


- Мы не можем предугадать потенциал. Можно взять сырого художника, пытаться из него что-то сделать. Но получится ли? Риски гораздо выше, чем с уже сформировавшимися авторами. Сколько работ позднего Ренуара, которые намного лучше работ Ренуара молодого. Опыт, мастерство, восприятие мира формируются, в лучшем случае, к 40 годам. Такое формирование – процесс долгий и совершенно непредсказуемый. Искусство – это не спорт, и не шоу-бизнес. И в 60, и в 70 лет художник может делать очень хорошие работы.

Валерий Архипов_В метро
Валерий Архипов "В метро"

И кто из художников Veresov может стать новым Ренуаром?


- В искусстве нельзя кого-то с кем-то сравнивать. Можно говорить, кто достигнет нынешнего уровня цен Ренуара. Вопрос, доживем ли мы до этого момента. Сегодня Ренуар стоит миллионы долларов. В начале века – не стоил ничего. Но был Воллар, который занимался раскруткой импрессионистов, - продюсер, который крутился, организовывал выставки. Это искусство не принималось публикой, импрессионистов считали отверженными. А Воллар верил. Наверно, у него было сумасшедшее чутье. И он верил, что импрессионизм будет стоить дороже всего, что создавалось до того. Но сколько времени прошло, прежде чем импрессионисты стали стоить таких денег? Сегодня, конечно, это время можно разделить на пять – жизнь сильно ускорилась.
Завтра работы художников галереи Veresov не будут стоить $100 млн. Через 50-100 лет – вполне могут достичь таких показателей. Но и Ренуар, думаю, уже будет оцениваться под миллиард.


Интервью: Андрей Булатов



Василий Кузнецов, генеральный директор галереи Veresov

Родился в 11 апреля 1988 года в Москве
В 5 лет пошел в музыкальную школу по классу фортепиано, с 6 лет выступал, давал концерты. В 9-летнем возрасте начались зарубежные гастроли по Америке и Европе.
Закончил Мерзляковское училище и Российскую академию музыки им. Гнесиных.
В 2000 году был признан лучшим пианистом Европы.
В конце 2011 года вместе с бизнесменом и меценатом Николаем Вересовым открыл собственную галерею.
Развивает молодых художников - студентов ВГИКа, поддерживает классических современных художников.


Галерея Veresov
Открыта в 2011 году. Основной владелец – меценат и бизнесмен Николай Вересов. Партнер и генеральный директор галереи – Василий Кузнецов.

Входит в десятку ведущих галерей Москвы. Галерея осуществляет аукционы, демонстрацию антикварных коллекций, произведений современного и классического искусства, издание каталогов. Проходят совместные проекты с Третьяковской галерей, Бахрушинским музеем, Императорским фарфоровым заводом.

Основное направление — художники классического современного искусства: Борис Мессерер, Владимир Серебровский, Наталья Нестерова, Люся Воронова, Дмитрий Тугаринов, Татьяна Назаренко. Их работы находятся во многих музеях России и мира, в том числе в Третьяковке.

Выставочное пространство - около 200 метров в историческом центре Москвы. На сегодня галерея Veresov является одной из немногих московских галерей с собственным пространством.
Сайт галереи

Читайте также:

Комментарии
Популярное

Вегетарианство — это так прекрасно. 18+

Вегетарианство — это так прекрасно. 18+

Вегетарианство — это так прекрасно. 18+

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы перестать есть мясо, и стать вегетарианцем? Если думали — то почему? Если не думали — то вот отличная подборка вегетарианской рекламы, специально к сегодняшнему «Дню вегетарианца». Осторожно: много голых тел! 18+
Read more...Collapse )
380

Карты мира для взрослых: по ним не учат в школе

Карты мира для взрослых: по ним не учат в школе

Карты мира для взрослых: по ним не учат в школе

Untitled-1В школе все изучали политическую и физическую карты мира. Но есть карты интереснее: где какой вид спорта самый популярный, в какой стране у женщин самый большой размер груди или как распределяются грехи в Америке?
Read more...Collapse )
4

«Сотворение Адама» — как исторический мем

«Сотворение Адама» — как исторический мем

«Сотворение Адама» — как исторический мем

Мем — это не только внезапно вброшенная в медиа-пространство фраза (например, «двушечка» для Pussy Riot от главы государства) или необычная фотография, которая порождает вал фотожаб (например, так называемый «Упоротый лис»).

Микеланджело, Сотворение Адама, фреска, Сикстинская капелла, заимствование, цитирование
Read more...Collapse )
10
?

Log in

No account? Create an account