Можно ли научить человека думать?

mur 600Fastcult продолжает серию интервью с интересными людьми современности и на этот раз мы поговорили с исследователем, преподавателем Школы Талантливого Мышления Юлием Мурашковским. "Психологи создали миф".
Fastcult продолжает серию интервью с интересными людьми современности и на этот раз мы поговорили с исследователем, преподавателем Школы Талантливого Мышления Юлием Мурашковским. "Психологи создали миф"...


mur 600

Можно ли научить человека думать?


Думать человек учится в первые годы своей жизни. Поэтому вопрос стоит поставить иначе: можно ли научить человека думать талантливо, гениально?

И тут лично у меня нет сомнений уже более 40 лет. Можно!
Но есть ряд ограничений. Талант обычно представляют, как некое одномоментное свойство. Раз! – и придумал что-то талантливое. Это миф. Талантливое мышление – это пожизненный труд.
Вот Ньютон. Сел под дерево, получил яблоком по лбу, и тут же придумал теорию всемирного тяготения – гений!

А то, что от первых мыслей по этому поводу, взятых у предшественников – Кеплера, Гука – до книги с изложением теории прошло 22 года напряженной работы, это никого не волнует. Кстати, историю с яблоком придумала потом его племянница.
Если вы к этому не готовы, если у вас нет сильного желания учиться и работать в этой области, если вами движет только желание быстро прославиться или заработать, то никакая методика не поможет.



В чем заключается ваша методика?


Теория талантливого мышления основана на идее Г.С. Альтшуллера о том, что талантливое мышление – это не исходные данные, а результат работы и жизни. И изучать его нужно, не роясь в мозгу человека, а изучая результаты его работы. Мышление вообще, а талантливое мышление в особенности – это свойство не человека, а общества. Поэтому и изучать нужно не результаты одного талантливого человека, а всех талантливых людей за всю историю человечества.

Изучение идет по схеме: было до этого – стало в результате – каким приемом получен этот результат. Анализом десятков тысяч по-настоящему талантливых результатов удалось выявить ряд особенно сильных приемов. Это не простые приемы, они имеют свою внутреннюю структуру, свою последовательность действий. А сами они образуют систему, они взаимодействуют между собой, усиливают друг друга. Когда человек научается свободно ориентироваться в этом, свободно оперировать этой системой приемов – можно говорить о том, что он получил фундамент талантливого мышления. А дальше все зависит от того, будет ли он применять эти умения.


Какой результат?


Результаты могут быть двух типов.
А) Яркий, но почти бессмысленный результат – человек радуется, он умеет быстро решать учебные задачи, он знает кучу интересных фактов из истории человеческой культуры, он с восторгом говорит о том, как изменилось его восприятие мира…
Б) Настоящие же результаты требуют времени и работы. Поэтому таких результатов пока мало.
Я, с вашего позволения, не буду называть имена (нужно было бы спросить разрешения у самих этих людей). Но вот один из тех, кто занялся такой работой, ученый, изучающий транспортные потоки, создал совершенно новую, принципиально отличающуюся от предыдущих, концепцию, которая по отзывам специалистов открывает новые возможности в этой области.
Некоторые выпускники семинаров в латвийском обществе молодых ученых выдвинули ряд новых идей в своих областях. Будут ли они разрабатывать эти идеи – посмотрим, но сами концепции могут произвести «революции» в сферах их деятельности.

Я сам, интереса ради, сделал ряд прогнозов в искусстве и науке. Некоторые из них уже реализовались. Остальные – посмотрим. Но признаки приближения к этому я вижу.



Как проходит обучение?

Пока как обычно. Я рассказываю о приеме, привожу много примеров из самых разных времен и областей деятельности, потом мы решаем учебные задачи.

Однако, есть идеи, как следовало бы организовать обучение совсем по-другому. Нужно не обучение в аудитории или в интернет-лекциях. Нужно создавать обучающие фрагменты жизни. Пока об этом можно только помечтать, но первые шаги мы уже обсуждаем.


Как совершенствовать свою память?


Психологи создали миф о том, что хорошая память – это обязательный элемент талантливого мышления. Но, например, у одного из величайших физиков за всю историю человечества – Майкла Фарадея – была патологически плохая память. Он еще с детства приучил себя все записывать.
Когда мы разбираем примеры и задачи, память, естественно, тренируется. Но самоцелью это быть не должно.

Вообще, есть куча методик развития памяти. Я с ними не знаком, мне это просто не нужно. Техника работы с исследовательской картотекой – а этим мы тоже занимаемся при обучении – с лихвой перекрывает слабость памяти и любые методики.



Почему мы одни моменты запоминаем, а другие нет?


Специально этим вопросом я не занимался, могу только высказать свое предположение.

Если мы узнаем что-то, что идет вразрез с нашим опытом, с нашими представлениями – мы это запоминаем. Если мы узнаем что-то, что ярко подтверждает наш опыт, наши представления – мы это запоминаем. А еще один фактик, который ничем не отличается от тех тысяч фактиков, которые мы знаем, – это почти не запоминается.

Вы не помните, как вы шли из дома в магазин – каждый день, годами. А вот если вы на этой дороге на ровном месте упали и поцарапали лоб – это вы запомните, это идет вразрез с вашим ежедневным сценарием. Или если вы вдруг решили пойти по другой дороге и залезли в лужу – это вы запомните, это подтверждает вашу убежденность в том, что идти следовало по обычной дороге.
Вот конкретный пример. Физики Крукс, Смит и Рёнтген занимались одним и тем же – изучали катодные лучи с помощью трубки Крукса. У всех троих случайно получился один и тот же эффект – закрытые фотопластинки рядом с трубкой засветились. (Точнее, у Рёнтгена начала фосфоресцировать краска, но сути это не меняет.) В представления Крукса и Смита еще не входил тот факт, что катодные лучи не проходят сквозь стекло, значит вырваться из трубки не могут. Рёнтген это уже знал. Поэтому Крукс и Смит просто убрали пластинки и продолжили опыты, не запомнили факт засветки. А Рёнтген запомнил. И после 6 недель интенсивной работы (он даже спал в лаборатории) написал статью о новом виде лучей.



Почему мы так легко можем запомнить самую дурацкую песню и мелодию, и она у нас потом будет крутится в голове?

Ключевое слово – «дурацкую». Она настолько банальна, настолько узнаваема, что легко ложится в ваш опыт. Но «запомнить» - это неточное слово. Попробуйте ее вспомнить через несколько дней. А вот если вы услышите сложную мелодию – вы сходу не запомните. Зато если прослушаете пару десятков раз, то это будет настоящее запоминание. Простенькие хиты Битлз сходу запоминались и прочно занимали первое место в топах. А вот когда они записали сложную песню Леннона «Земляничные поляны навсегда», она на первые места не попала. Хотя это одна из самых сильных, умных и красивых их песен.

Именно этим пользуется коммерческая попса. Она невыразимо примитивна, одинакова. И легко «запоминается» до ближайшего голосования в топе или до покупки соответствующей записи. Вы заплатили – остальное никого не волнует.


Как лучше запоминать иностранные языки?


Я думаю, что это индивидуальное. Просто нужно подобрать подход, наиболее соответствующий именно вашему восприятию. Я, например, сперва составляю для себя принципы грамматики языка, прямо рисую таблицы. При этом ряд слов сам собой запоминается. А потом новые слова уже сами легко ложатся в эти схемы.

Но это мой подход. Он не для всех людей пригоден.
Кстати, именно поэтому не стоит сразу клевать на «перевороты в изучении языков», как пишут в рекламных текстах. Любой «переворот» годится для ограниченной группы людей. Вам он может не подойти.

Единственное, что универсально – не нужно сравнивать новый язык с вашим родным. Нужно сразу принять, что другой язык – другой. Звук W английского языка – это не дурацкое искажение моего родного В, а просто другой звук другого языка. Англичане то же самое думают о нашем «невыразимо дурацком» звуке Ы. Украинское слово «перукарня» - это не искажение близкого нам слова «пекарня», а просто место, где стригут и бреют – мы его называем немецким слово «парикмахерская». А грузинское слово «муха» не имеет никакого отношения к насекомым. Этот объект мы называем словом «дуб».

И старайтесь с первого же момента думать на новом языке. Пока добавляйте туда слова своего языка. Но думайте именно на другом.


Сколько языков способен знать в среднем человек?


Не знаю ограничений. Это вопрос желания. Учтите, что каждый следующий язык изучается легче и быстрее, чем предыдущие.
Единственное, что я могу посоветовать из личного опыта – изучите язык «эсперанто». У него простая грамматика, которая отражает самые глубинные структуры любого языка. После эсперанто любой язык изучается в разы быстрее и легче. И чисто личное впечатление – другие языки по сравнению с эсперанто кажутся бедными и ненужно усложненными.

Но все эти вопросы о памяти, о попсе, о языках и т.д. не относятся прямо к талантливому мышлению.



Кстати, всех желающих, приглашай на открытый вебинар Юлия Мурашковского "Кто и как делает мировые открытия. Мифы и факты", который состоится 29 января в 19:00 (мск). Информация и регистрация по ссылке.

Читайте также:

Комментарии
Популярное

Ленин и Сталин в зарубежной рекламе

Ленин и Сталин в зарубежной рекламе

Ленин и Сталин в зарубежной рекламе

Сталин в рекламе«На дубу зеленом, да над тем простором два сокола ясных вели разговоры. А соколов этих люди все узнали: первый сокол — Ленин, второй сокол — Сталин», — пелось в известной песне на стихи Михаила Исаковского.
Read more...Collapse )
25

Котики в рекламе: как это прекрасно

Котики в рекламе: как это прекрасно

Котики в рекламе: как это прекрасно

Котики — абсолютно универсальны, и их любят не только физики, используя для доказательств своих гипотез. С помощью котиков очень удобно продавать товары. Потому что котиков любят все
Read more...Collapse )
24
?

Log in

No account? Create an account