Михаил Брашинский о том, как его покусали финны, о кино и съёмках без денег

Сегодня выходит в прокат фильм «Шопинг-тур». Мы поговорили с его режиссёром Михаилом Брашинским

«Шопинг-тур» — второй фильм бывшего кинообозревателя журнала «Афиша». Рассказ о том, как мать с сыном отправляются в Финляндию за покупками, и попадают туда ровно в день летнего солнцестояния, когда финны по старой традиции едят туристов. Комический хоррор с отсылками к «Рассвету мертвецов» и бесконечным «Поворотам не туда»; финны-каннибалы, оторванные руки и битвы на сковородках. Снято всё это, к тому же, как будто бы на мобильный телефон.
Мы поговорили с режиссёром фильма Михаилом Брашинским.



Сообщение между Петербургом и Хельсинки наладилось за последние годы настолько хорошо, что петербуржцы в Финляндию ездят уже просто за продуктами. Вы сами такой маршрут проходили?


Безусловно, я путешествовал подобными автобусами в Финляндию. Вы же понимаете, что это на самом деле документальный фильм. Там все реально. Однажды меня покусали финны, я вернулся домой, зализал раны и сел писать такой сценарий.




Дом у вас как раз сейчас в Финляндии, если я правильно помню.


В Финляндии я не живу. Я там провожу, скажем так, большую часть своего времени. Я очень люблю эту страну и этих жителей. Меня они бесконечно интересуют и привлекают. Кажутся очень самобытным и ни на кого — включая своих непосредственных соседей, скандинавов и русских, — не похожим народом. И вот мне захотелось признаться им в любви.
Сделал я это вот так. Не напрямую, а опосредованно. Вообще «Шопинг-тур» родился из желания снимать кино. Из этого желания появляются на свет все фильмы. Большим бюджетом мы не располагали, отсюда появилась идея снимать все на мобильный телефон. Для этой идеи, конечно, нужно было придумать соответствующую историю. Если бы я захотел сделать таким образом «Утомленные солнцем-3», ничего бы не вышло. Глубоко верю в то, что каждая история изначально имеет в себе все составляющие — и сюжет, и способ повествования, и визуальное решение, и бюджет, на который такую историю можно рассказать.


В вашем случае это мог быть только хоррор?


Я долго думал, что за историю можно снять на мобильный телефон. Хоррор не стоял в приоритете. Но вы знаете, разборки внутри семьи или может быть даже демонстрация на улице не так интересны, как тот же фильм ужасов. Мобильный телефон внушает зрителю гораздо большую степень присутствия, чем обычная кинокамера. Если на него снимать нечто, что невероятно, абсурдно и имеет хулиганский характер, эффект от этого более сильный получается. Поэтому хоррор и появился — но только как прилагательное, а не существительное.


Легенда про то, что в день летнего солнцестояния каждый финн превращается в каннибала — она имеет какую-то литературную или байковую подоплеку?


Легенда укоренена в реальность. Правда, исключительно мною.


Шопинг-тур




Насколько вам близка каннибальская эстетика в кино — Руджеро Деодато и его менее выдающиеся коллеги по цеху? Я вот сейчас на Римском кинофестивале посмотрел новый фильм Элай Рота («Хостел», «Хостел 2», Жид-Медведь из «Бесславных ублюдков» Тарантино) про каннибализм. Называется «Зеленый ад», и как и ваше кино, это тоже скорее комедия, чем хоррор. И как и у вас, герои Рота тоже едут в другую страну — на Амазонку.


Это уже он у меня подсмотрел, а не я у него! Наш фильм был готов еще в прошлом году. (Смеется)


Так вот для Рота Деодато, очевидно, кумир и Бог, он его превозносил в своей речи перед фильмом. А у вас какое ко всему этому отношение?


Для меня эта эстетика не так важна, как для Элая Рота. Я смотрел какие-то фильмы в этой стилистике, мне они кажутся забавными, но они никак не повлияли на создание «Шопинг-тура». У нас же не совсем каннибальское кино. Оно другое. В моем случае было принципиально важно рассказать веселую историю. Чтобы зрителю было просто не скучно провести полтора часа своей жизни в кинотеатре. Сказать, что я зрителю рассказываю что-то новое о нем самом или о жизни нашей страны или планеты — так сказать нельзя. Мне хотелось развлечь своего зрителя, но сделать это не глупо. Вот и все. А культа каннибальского кино у меня нет. Я смотрю фильмы ужасов время от времени, но основной массив моего зрительского интереса к этому жанру остался в прошлом. Мне вообще не интересно участвовать в жанре. Мне интересно рассказывать истории. Если получается так, что они принадлежат к какому-то жанру — так и быть, я буду стараться сделать это максимально выразительно. Но никакого преклонения или оммажа образцам жанра тут не было.

main




Поскольку фильм получился довольно смешной, то и снимать его было, наверное, смешно.


Все, что смешно смотреть — как правило, снимать вообще не смешно. И это правильно. Когда Леонид Гайдай снимал свои самые смешные фильмы вроде «Бриллиантовой руки», все это происходило совсем не весело. И Вуди Аллен совсем невеселый человек в жизни. Ни в коем случае не сравниваю себя с ними, но мечтаю хотя бы на мизинец приблизиться. Вообще нет ничего тяжелее, чем делать комедию. Ведь ты никогда не знаешь — что получится в результате. Если можно просчитать момент, когда людям будет страшно, то вот когда им будет смешно — нет.

Шопинг-тур




А как же оторванные части тела, реки крови — это тоже никого не веселило на площадке?


Тут вы правы, чем ужаснее то, что вы снимаете, тем веселее это нужно делать на площадке. Конечно, мы смеялись и играли. Тут важен элемент игры. Он собственно сохранился и в фильме в каком-то смысле. Я бы хотел, чтобы зрители верили в то, что происходит. Но при этом в подсознании понимали, что все это игра. Что на нашем плакате изображена девочка, у которой губы намазаны все-таки клюквенным соком, а не кровью.

Шопинг-тур



Да, это был клюквенный сок?


Нет, это была кровь. Когда Тимофей Елецкий, сыгравший роль мальчика, впервые посмотрел фильм, он испугался, поскольку не подозревал, что участвовал в таком вот кино. Когда ты находишься внутри процесса, не совсем понимаешь в полной мере, в чем именно принимаешь участие. Потом ты смотришь на экран, и оказывается, что это было «Ой-ой-ой».

Шопинг-тур




Вы снимали кино тем же способом, что Борис Хлебников «Пока ночь не разлучит», то есть все работали за долю от возможной прибыли. Какие у такой системы плюсы и минусы?


Снимать без денег — очень тяжело, потому что немного себе можешь позволить. С другой стороны — очень легко, по этой же ровно причине. Ограничения освобождают. Из минусов — все время приходится кого-то просить об одолжении. Пожалуй, это единственный неприятный момент во всем процессе. Остальное: чистая свобода, когда ты неограничен ничем — и цензурой, и необходимостью перед кем-то отчитываться. Это освобождает и воображение, и руки. Все, кто со мной работал, чувствовали себя отлично. А я хотел бы подчеркнуть, что работали со мной не любители, а профессионалы высокого класса. Оператор Александр Симонов, снявший все последние фильмы Алексея Балабанова. Художник по гриму Тамара Фрид, которая вообще, может быть, лучший гример в России. Актриса Татьяна Колганова, которую узнают на улице. Это все люди, которые согласились работать на этом проекте не за деньги и не из-за денег, что стало понятно в самом начале, а просто потому что их заинтересовала эта история. Вероятно, не только сюжетом, но и способом съемки — не очень обычным для России. То, что все участники этой истории при наличии успеха смогут еще что-то заработать, это уже вторичный вопрос.


Заявленный бюджет фильма — меньше 100 000 долларов. При этом вы снимали на два города, использовали пластический грим, постпродакшн тоже не дешевый. Это правда возможно?


Наш пример показывает, что да. Фильм стоил около 70 000 тысяч долларов, то есть примерно два миллиона рублей. Постпродакшн нам, например сделали бесплатно — тоже за определенный процент от прибыли. То есть все делалось на энтузиазме. И даже если фильм не соберет нужных денег в прокате, едва ли кто-то расстроится, поскольку все ведь поучаствовали в интересном деле.

Шопинг-тур




Финны уже успели посмотреть кино? Фильм, по идее, имеет все шансы обрести там культовый статус.


Успели. Мы показывали «Шопинг-тур» на международном кинофестивале в Хельсинки. Финского проката еще не было, но мы очень на него рассчитываем, поскольку считаем, что это было бы очень правильно и справедливо. О реакции финнов на фильм мы волновались еще на этапе создания. Не обидятся ли они, не откажут ли нам в визах. Все обошлось. В глубине души я верил, что так все и будет. Это одно из свойств, которое делает этот народ привлекательным для меня. Они обладают удивительным чувством юмора, обращенным в первую очередь на самих себя. Финны ведь люди, по ошибке оказавшиеся в местах, где они сейчас живут. Когда они двигались на север с юга Сибири, откуда они происходят, они думали, что двигаются на самом деле на юг. Они были южанами и им хотелось тепла. А там начало холодать и они вот и пошли — в поисках юга. А в итоге наткнулись на еще больший север, где вообще жить невозможно. Место, где они остановились — оно в принципе непригодно для жизни. То, что там живут люди, и живут так, как живут — это, в частности, говорит и об их чувстве юмора.

Шопинг-тур



То есть условия для жизни в Финляндии еще хуже, чем в Петербурге?


В Петербурге хотя бы есть немного земли и болотистой почвы, а там кроме скал и озер вообще ничего нет. Так вот мы сейчас работаем над тем, чтобы фильм получил финский прокат. Что касается культовости, это странное понятие. Мне бы не хотелось слово культовый принимать к себе, поскольку оно предполагает нечто, что никто не видел, но все слышали. Мне бы хотелось, чтобы наше кино посмотрели люди. Это кино дружелюбное к зрителю, не смотря на все ужасы, что в нем происходят. Он не бьет зрителя по щекам, не пыряет ножом. Он скорее приглашает зрителя вместе с собой пережить сильные эмоции — именно те, за которыми мы приходим в кино: возбуждение, страх. Какие-то базовые эмоции, которые любому человеку присущи.


Купить билеты на фильм «Шопинг-тур» можно здесь:




Интервью: Антон Сазонов

Читайте также:

    counter: 0 / 687709
    not photo or video
    formatted_img: Мерил Стрип и Джулия Робертс играют в дочки-матери
  • print entry
  • counter: 1 / 878991
    not photo or video
    formatted_img:
  • print entry

    "Друзьям" - 20 лет!

    foppp16 августа телеканал Paramount Comedy совместно с летним кинотеатром «Пионер» в Парке Горького, при информационной поддержке Fastcult приглашают всех ценителей качественного юмора на ночной показ «Друзей» на большом экране.
    Read more...Collapse )
    0
  • counter: 2 / 785638
    not photo or video
    formatted_img: Лучшие coub сериала
  • print entry
Комментарии
Популярное

15 важных анимированных котиков

15 важных анимированных котиков

15 важных анимированных котиков

1213386_originalНа котиков можно смотреть бесконечно. На анимированных котиков — любоваться можно бесконечно вдвойне (хотя, так и не бывает, но с котиками — бывает и не такое). Почему эти гифки так важны? Да потому что это котики!
Read more...Collapse )
13

Как выглядит цензура

Как выглядит цензура

Как выглядит цензура

цензураСуществует мнение, что все больше и больше «закручивают гайки»: вводится цензура по всему миру. Реклама слишком сексистская, Интернет — слишком пиратский и педофильский, фильмы — слишком развратные, и в музыкальных клипах слишком много курят.
Read more...Collapse )
1
?

Log in

No account? Create an account