Спайк Джонз о технологиях, вечных темах и Скарлетт Йоханссон

Spike JonzeПока весь мир смотрит высокобюджетный мэшап гиллиамовской «Бразилии» и «Королевской битвы» Такеши Миике, мы продолжаем говорить с людьми, которые делают настоящее кино

Пока весь мир смотрит высокобюджетный мэшап гиллиамовской «Бразилии» и «Королевской битвы» Такеши Миике, мы продолжаем говорить с людьми, которые делают настоящее кино.
Фильм «Она» — фантастическая трагикомедия, на которой Спайк Джонз, автор «Быть Джоном Малковичем» и «Там где живут чудовища» впервые выступил одновременно и режиссёром и сценаристом. Картина рассказывает об одиноком писателе Теодоре, который влюбляется в недавно приобретённую операционную систему с искусственным интеллектом. «Она» уже успела засветиться на нескольких фестивалях, а Скарлетт Йоханссон, озвучивавшая машину, получила приз восьмого международного римского кинофестиваля за лучшую женскую роль. Мы поговорили с режиссёром, Спайком Джонзом.



О технологиях, ставших неотъемлемой частью нашей жизни


Чем я вдохновился на создание этой истории? Много чем. Скажу очевидную вещь, — технологии настолько интегрировались в нашу повседневную жизнь, что мы их больше не замечаем. В какой-то момент я заметил, что в моей жизни они играют неотделимую роль. Я даже пытался высчитать, какую часть они занимают в моей жизни от реального общения с людьми и взаимодействия с нетехнологичными предметами. Большую. Вспомните самую бытовую ситуацию — вам приходит новое смс. Какая первая мысль возникает в голове? Обо мне кто-то думает! Вот, технологии уже давно интегрировались и в нашу эмоциональную жизнь. Так одно за другим и возникла история отношений Леонарда и Саманты.


Русскоязычный трейлер фильма «Она» Спайка Джонза




О вечных темах


Операционную систему, которую озвучивает Скарлетт Йоханссон, мы пытались изобразить в фильме как полноценное человеческое существо, у которого просто отсутствует физическая оболочка. У нее есть свои страхи, желания, мечты. Она очень живая получилась. «Она» — с одной стороны — кино об отношениях человека с современными технологиями, вроде айфона или социальных сетей. С другой — об интимности, любви, о новых способах коммуникации между людьми, о том, как человек сам себя воспринимает и как его воспринимают окружающие его люди. Если бы мы сейчас с вами переместились в Древний Рим, то, наверняка, увидели бы, что людей волнуют те же самые вещи, которые я сейчас перечислил. Это вечные темы.



О замене главной актрисы


Сначала мы выбрали на роль Саманты другую актрису — Саманту Мортон («Особое мнение», «Контроль»). Она присутствовала на съёмочной площадке, общалась с Теодором. Все было отлично. Но уже в процессе съёмок обнаружилось, что по темпераменту нужен другой человек и другой голос. Тогда я вспомнил о необычном, очень запоминающемся голосе Скарлетт. И нам пришлось поменять актрису и вводить новую.


О «рождении» операционной системы


Когда мы обсуждали Саманту со Скарлетт, я просил её вначале вести себя, как ведёт ребенок. Я имею в виду вот что — в самом начале, когда герой Феникса запускает её, она как бы рождается на свет, поэтому по идее ничего об этом свете в человеческом и эмоциональном планах понимать не должна.
Всем эмоциям и чувствам она учится на личном опыте. Порою, только благодаря Теодору — как в эротической сцене.

Хоакин Феникс
Хоакин Феникс в роли недавно расставшегося с женой и ныне одинокого писателя Теодора



О «Последнем танго в Париже»


«Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи — вот главный референс, с которым мы подходили к созданию фильма. Там, как и у нас, идёт речь о близости между мужчиной и женщиной. В этом фильме нет актерской игры как таковой — просто мужчина и женщина, естественно взаимодействующие друг с другом в кадре. И у нас ведь, считайте, то же самое. Фениксу очень понравилась моя отсылка к Бертолуччи, поэтому когда мы приступили к съёмкам, он был немножко удивлен, что у фильма всё-таки немного другое настроение. Но вот эта фрустрация, присущая персонажу Брандо из «Последнего танго», в Фениксе всё же осталась.


Об усах и очках


Актёры, которые снимались в моем кино — Джон Малкович, Джон Кьюсак, Николас Кейдж, Мерил Стрип, Хоакин Феникс и другие — все они шли на это из-за персонажей, которых я предлагал им сыграть. Все актеры хотят играть необычных персонажей, в которых можно растворяться. Истории, что я им предлагал, конечно, тоже сыграли свою роль. Ещё я очень люблю создавать образ героя вместе с актёром. С Хоакином мы, например, обсуждали Теодора на протяжении целого года. Подбирали ему прическу, одежду, манеру поведения. Усы и очки, которые он носит — это тоже результат долгих проб, которыми мы занимались, пока встречались и обсуждали сценарий.
Вот, например, брюки с завышенной талией, которые в мире недалекого будущего смотрятся довольно архаично, мы тоже не сразу придумали. Но они идеально отображают внутренний мир персонажа Феникса.


О городе будущего


Город будущего, который запечатлён в фильме — это, в основном, Лос-Анджелес. Все детали будущего, которые можно заметить в фильме, мы придумали, опираясь на один критерий — каким именно образом мы хотим видеть наше грядущее. Лос-Анджелес — именно такой город; простое и комфортное место для жизни. Остальное мы приукрасили. За окном главного героя вечно хорошая погода, поблизости есть горы, на которые всегда можно подняться; океан, опять-таки, поблизости — это всегда плюс.
Еще Теодора окружают приятные интерьеры, красивые дизайнерские вещи, вкусная еда. Мне кажется, мир постепенно к этому и движется. Например, лет двадцать назад дизайн ещё не играл такой важной роли в нашей жизни. Полезной и вкусной еды вокруг тоже стало больше появляться.
Всё становится симпатичнее. И мы попытались уловить эту тенденцию в картине.


Хоакин Феникс
Хоакин Феникс в роли несчастного сициально-неадаптированного писателя Теодора



О важности изоляции


Все свои фильмы я снимал довольно изолированным образом, избегая посторонних глаз. Я стараюсь как можно меньше людей держать на площадке. Чтобы создать такое интимное кино как «Она», интимность была необходима на самой съемочной площадке. Поэтому больше семи человек на ней никогда не находилось. Оператор, помощник оператора, человек, отвечающий за фокус, звукорежиссёр, скрипт супервайзер, Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, стоящая в соседней комнате и не появляющаяся в кадре и, собственно, я сам. Всё. Чем меньше людей — тем лучше.


О саундтреке Arcade Fire


Arcade Fire я знаю с того момента, как они записали свой первый альбом Funeral. Они мои большие друзья, мы с ними уже много над чем совместно поработали. Для их альбома The Suburbs вместе делали короткометражный фильм Scenes From The Suburbs. Когда я начал работу над фильмом «Она», мой хороший друг, солист Arcade Fire Уин Батлер, гостил у меня в Лос-Анджелесе вместе с женой Режин Шассан — еще одной участницей коллектива. Поскольку он оказался вовлечен в мою работу, я посоветовался с ним, каким может быть саундтрек к фильму.
Он же в какой-то момент предложил свою кандидатуру. Я страшно обрадовался такой возможности. Раз уж моя любимая группа гостит на моем диване — странно отказываться. В общем, Arcade Fire сильно повлияли на мой новый фильм, а «Она» сильно повлияла на их новый альбом Reflector, который Уин и компания записывали в это же время. Фильм об отношениях, и альбом во многом о них же. Последняя песня на альбоме — Supersymmetry — вообще писалась специально под фильм. Если вы вслушаетесь в текст, то услышите, что она просто идеально отображает суть происходящего в кадре. Звучит эта песня, правда, на титрах.


О поколении, родившемся вместе с видеокамерой


Мое поколение — первое, у которого в детстве была домашняя видеокамера. Все свое детство мы с друзьями снимали друг друга, записывали скейт-видео. Камера у меня всегда была под рукой. Наверное, это сильно на меня повлияло. Потом я начал снимать видеоклипы, в том числе и для довольно популярных групп, вроде Fatboy Slim или Daft Punk. Потом начал писать небольшие истории и снимать короткометражки. Затем полный метр. Для меня всегда было важно делать что-то интересное и делать это, по возможности, с друзьями — будь то журнал или кино. Формат не имел значения, важна была идея, которую ты воплощаешь в жизнь.


Хоакин Феникс



О месте актёра в кино


В видеоклипах для меня были не так важны нарратив и содержание, как визуальная составляющая и резкий монтаж. Когда же я приступил к созданию своего первого полнометражного фильма «Быть Джоном Малковичем», вещь на которой я больше всего сфокусировался — это работа с актёрами. Всё остальное было устроено таким образом, что работало на актеров и их персонажей. Даже в таком фильме как «Там, где живут чудовища», где и актеры в кадре толком не появляются, они для меня всё равно важнее всего.


О режиссёрах-единомышленниках


Меня многое роднит с режиссерами моего поколения — Мишелем Гондри, Дэвидом О. Расселлом, Софией и Романом Копполами и другими. Все пришли в кино в одно и то же время, и даже со сценаристами одними и теми же работали, как в случае с Гондри (речь идет о Чарли Кауфмане, написавшем для Гондри «Звериную натуру» и «Вечное сияние чистого разума», а для Джонза — «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптацию» — примечание Fastcult.ru). Мы всё время друг друга поддерживаем — следим за проектами друг друга, консультируем, советуем, помогаем, делимся специалистами. В конце концов, мы, разумеется, не можем не оказывать друг на друга взаимного влияния.


Her_(Film_2013)


Интервью: Антон Сазонов

Читайте также:

    counter: 0 / 1071020
    not photo or video
    formatted_img:
  • print entry
  • counter: 1 / 1062131
    not photo or video
    formatted_img: Про Серова
  • print entry
    Про Серова

    Про Серова

    Внезапно на выставку работ Валентина Серова в Третьяковской галерее выстроилась многочасовая очередь. Люди стоят на морозе. Причины неожиданного интереса москвичей к искусству активно обсуждают в социальных сетях.
    Read more...Collapse )
    0
  • counter: 2 / 1069274
    counter: 2 / 1071482
    counter: 2 / 1078588
    not photo or video
    formatted_img: Итальянский политик, выступавший против обязательных прививок от ветрянки, заболел ветрянкой
  • print entry
    Итальянский политик, выступавший против обязательных прививок от ветрянки, заболел ветрянкой

    Итальянский политик, выступавший против обязательных прививок от ветрянки, заболел ветрянкой

    14 марта итальянского политика Массимилиано Федригу госпитализировали после заражения ветряной оспой (или ветрянкой) — он несколько дней провёл в больнице. Местные СМИ подметили ироничность ситуации: Федрига неоднократно выступал против закона об обязательной вакцинации детей в Италии.

    Закон приняли ещё в 2017 году, но в силу он вступил в марте 2019 года. Согласно ему, дети до 16 лет должны получить прививки от 10 заболеваний (включая ветрянку), чтобы посещать детские сады и школы. Поход непривитого ребёнка в школу обойдётся родителям в 500 евро штрафа.

    Федрига, глава итальянского региона Фриули-Венеция Джулия, называл закон «сталинистским». По словам политика, он не сторонник антипрививочного движения, но считает, что родителей не нужно принуждать к вакцинации детей. «Я всегда говорил, что поддерживаю прививки, но с семьями нужно сотрудничать, а не заставлять их», — отметил Федрига после госпитализации.


    Источник:TJournal.ru
    1
Комментарии
Популярное

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Топ-3 самых дорогих фотографий в мире, и сколько стоят редкие снимки группы «The Beatles», сделанные фото-любителем, благодаря поддельным документам.
Read more...Collapse )
11

«Сотворение Адама» — как исторический мем

«Сотворение Адама» — как исторический мем

«Сотворение Адама» — как исторический мем

Мем — это не только внезапно вброшенная в медиа-пространство фраза (например, «двушечка» для Pussy Riot от главы государства) или необычная фотография, которая порождает вал фотожаб (например, так называемый «Упоротый лис»).

Микеланджело, Сотворение Адама, фреска, Сикстинская капелла, заимствование, цитирование
Read more...Collapse )
10

Вся супергеройская рать на монетах

Вся супергеройская рать на монетах

Вся супергеройская рать на монетах

Untitled-1Для бразильского дизайнера Андре Леви мелочь — это не разменная монета, а миниатюрное пространство для творчества: при помощи краски и тонкой кисточки он превращает отчеканенные на них изображения в супергероев, персонажей из сказок и компьютерных игр
Read more...Collapse )
2

О пьянстве за рулем

О пьянстве за рулем

О пьянстве за рулем

Не пейте за рулем, агитация, социальная реклама«Не пейте за рулем» — этот слоган актуален не только в праздники. Актуален всегда. Редакция проекта Fastcult надеется, что подборка социальной рекламы на тему алкоголя и вождения — еще раз всем напомнит, насколько не совместимы выпивка и автомобиль.
Read more...Collapse )
29
?

Log in

No account? Create an account