Спайк Джонз о технологиях, вечных темах и Скарлетт Йоханссон

Spike JonzeПока весь мир смотрит высокобюджетный мэшап гиллиамовской «Бразилии» и «Королевской битвы» Такеши Миике, мы продолжаем говорить с людьми, которые делают настоящее кино

Пока весь мир смотрит высокобюджетный мэшап гиллиамовской «Бразилии» и «Королевской битвы» Такеши Миике, мы продолжаем говорить с людьми, которые делают настоящее кино.
Фильм «Она» — фантастическая трагикомедия, на которой Спайк Джонз, автор «Быть Джоном Малковичем» и «Там где живут чудовища» впервые выступил одновременно и режиссёром и сценаристом. Картина рассказывает об одиноком писателе Теодоре, который влюбляется в недавно приобретённую операционную систему с искусственным интеллектом. «Она» уже успела засветиться на нескольких фестивалях, а Скарлетт Йоханссон, озвучивавшая машину, получила приз восьмого международного римского кинофестиваля за лучшую женскую роль. Мы поговорили с режиссёром, Спайком Джонзом.



О технологиях, ставших неотъемлемой частью нашей жизни


Чем я вдохновился на создание этой истории? Много чем. Скажу очевидную вещь, — технологии настолько интегрировались в нашу повседневную жизнь, что мы их больше не замечаем. В какой-то момент я заметил, что в моей жизни они играют неотделимую роль. Я даже пытался высчитать, какую часть они занимают в моей жизни от реального общения с людьми и взаимодействия с нетехнологичными предметами. Большую. Вспомните самую бытовую ситуацию — вам приходит новое смс. Какая первая мысль возникает в голове? Обо мне кто-то думает! Вот, технологии уже давно интегрировались и в нашу эмоциональную жизнь. Так одно за другим и возникла история отношений Леонарда и Саманты.


Русскоязычный трейлер фильма «Она» Спайка Джонза




О вечных темах


Операционную систему, которую озвучивает Скарлетт Йоханссон, мы пытались изобразить в фильме как полноценное человеческое существо, у которого просто отсутствует физическая оболочка. У нее есть свои страхи, желания, мечты. Она очень живая получилась. «Она» — с одной стороны — кино об отношениях человека с современными технологиями, вроде айфона или социальных сетей. С другой — об интимности, любви, о новых способах коммуникации между людьми, о том, как человек сам себя воспринимает и как его воспринимают окружающие его люди. Если бы мы сейчас с вами переместились в Древний Рим, то, наверняка, увидели бы, что людей волнуют те же самые вещи, которые я сейчас перечислил. Это вечные темы.



О замене главной актрисы


Сначала мы выбрали на роль Саманты другую актрису — Саманту Мортон («Особое мнение», «Контроль»). Она присутствовала на съёмочной площадке, общалась с Теодором. Все было отлично. Но уже в процессе съёмок обнаружилось, что по темпераменту нужен другой человек и другой голос. Тогда я вспомнил о необычном, очень запоминающемся голосе Скарлетт. И нам пришлось поменять актрису и вводить новую.


О «рождении» операционной системы


Когда мы обсуждали Саманту со Скарлетт, я просил её вначале вести себя, как ведёт ребенок. Я имею в виду вот что — в самом начале, когда герой Феникса запускает её, она как бы рождается на свет, поэтому по идее ничего об этом свете в человеческом и эмоциональном планах понимать не должна.
Всем эмоциям и чувствам она учится на личном опыте. Порою, только благодаря Теодору — как в эротической сцене.

Хоакин Феникс
Хоакин Феникс в роли недавно расставшегося с женой и ныне одинокого писателя Теодора



О «Последнем танго в Париже»


«Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи — вот главный референс, с которым мы подходили к созданию фильма. Там, как и у нас, идёт речь о близости между мужчиной и женщиной. В этом фильме нет актерской игры как таковой — просто мужчина и женщина, естественно взаимодействующие друг с другом в кадре. И у нас ведь, считайте, то же самое. Фениксу очень понравилась моя отсылка к Бертолуччи, поэтому когда мы приступили к съёмкам, он был немножко удивлен, что у фильма всё-таки немного другое настроение. Но вот эта фрустрация, присущая персонажу Брандо из «Последнего танго», в Фениксе всё же осталась.


Об усах и очках


Актёры, которые снимались в моем кино — Джон Малкович, Джон Кьюсак, Николас Кейдж, Мерил Стрип, Хоакин Феникс и другие — все они шли на это из-за персонажей, которых я предлагал им сыграть. Все актеры хотят играть необычных персонажей, в которых можно растворяться. Истории, что я им предлагал, конечно, тоже сыграли свою роль. Ещё я очень люблю создавать образ героя вместе с актёром. С Хоакином мы, например, обсуждали Теодора на протяжении целого года. Подбирали ему прическу, одежду, манеру поведения. Усы и очки, которые он носит — это тоже результат долгих проб, которыми мы занимались, пока встречались и обсуждали сценарий.
Вот, например, брюки с завышенной талией, которые в мире недалекого будущего смотрятся довольно архаично, мы тоже не сразу придумали. Но они идеально отображают внутренний мир персонажа Феникса.


О городе будущего


Город будущего, который запечатлён в фильме — это, в основном, Лос-Анджелес. Все детали будущего, которые можно заметить в фильме, мы придумали, опираясь на один критерий — каким именно образом мы хотим видеть наше грядущее. Лос-Анджелес — именно такой город; простое и комфортное место для жизни. Остальное мы приукрасили. За окном главного героя вечно хорошая погода, поблизости есть горы, на которые всегда можно подняться; океан, опять-таки, поблизости — это всегда плюс.
Еще Теодора окружают приятные интерьеры, красивые дизайнерские вещи, вкусная еда. Мне кажется, мир постепенно к этому и движется. Например, лет двадцать назад дизайн ещё не играл такой важной роли в нашей жизни. Полезной и вкусной еды вокруг тоже стало больше появляться.
Всё становится симпатичнее. И мы попытались уловить эту тенденцию в картине.


Хоакин Феникс
Хоакин Феникс в роли несчастного сициально-неадаптированного писателя Теодора



О важности изоляции


Все свои фильмы я снимал довольно изолированным образом, избегая посторонних глаз. Я стараюсь как можно меньше людей держать на площадке. Чтобы создать такое интимное кино как «Она», интимность была необходима на самой съемочной площадке. Поэтому больше семи человек на ней никогда не находилось. Оператор, помощник оператора, человек, отвечающий за фокус, звукорежиссёр, скрипт супервайзер, Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, стоящая в соседней комнате и не появляющаяся в кадре и, собственно, я сам. Всё. Чем меньше людей — тем лучше.


О саундтреке Arcade Fire


Arcade Fire я знаю с того момента, как они записали свой первый альбом Funeral. Они мои большие друзья, мы с ними уже много над чем совместно поработали. Для их альбома The Suburbs вместе делали короткометражный фильм Scenes From The Suburbs. Когда я начал работу над фильмом «Она», мой хороший друг, солист Arcade Fire Уин Батлер, гостил у меня в Лос-Анджелесе вместе с женой Режин Шассан — еще одной участницей коллектива. Поскольку он оказался вовлечен в мою работу, я посоветовался с ним, каким может быть саундтрек к фильму.
Он же в какой-то момент предложил свою кандидатуру. Я страшно обрадовался такой возможности. Раз уж моя любимая группа гостит на моем диване — странно отказываться. В общем, Arcade Fire сильно повлияли на мой новый фильм, а «Она» сильно повлияла на их новый альбом Reflector, который Уин и компания записывали в это же время. Фильм об отношениях, и альбом во многом о них же. Последняя песня на альбоме — Supersymmetry — вообще писалась специально под фильм. Если вы вслушаетесь в текст, то услышите, что она просто идеально отображает суть происходящего в кадре. Звучит эта песня, правда, на титрах.


О поколении, родившемся вместе с видеокамерой


Мое поколение — первое, у которого в детстве была домашняя видеокамера. Все свое детство мы с друзьями снимали друг друга, записывали скейт-видео. Камера у меня всегда была под рукой. Наверное, это сильно на меня повлияло. Потом я начал снимать видеоклипы, в том числе и для довольно популярных групп, вроде Fatboy Slim или Daft Punk. Потом начал писать небольшие истории и снимать короткометражки. Затем полный метр. Для меня всегда было важно делать что-то интересное и делать это, по возможности, с друзьями — будь то журнал или кино. Формат не имел значения, важна была идея, которую ты воплощаешь в жизнь.


Хоакин Феникс



О месте актёра в кино


В видеоклипах для меня были не так важны нарратив и содержание, как визуальная составляющая и резкий монтаж. Когда же я приступил к созданию своего первого полнометражного фильма «Быть Джоном Малковичем», вещь на которой я больше всего сфокусировался — это работа с актёрами. Всё остальное было устроено таким образом, что работало на актеров и их персонажей. Даже в таком фильме как «Там, где живут чудовища», где и актеры в кадре толком не появляются, они для меня всё равно важнее всего.


О режиссёрах-единомышленниках


Меня многое роднит с режиссерами моего поколения — Мишелем Гондри, Дэвидом О. Расселлом, Софией и Романом Копполами и другими. Все пришли в кино в одно и то же время, и даже со сценаристами одними и теми же работали, как в случае с Гондри (речь идет о Чарли Кауфмане, написавшем для Гондри «Звериную натуру» и «Вечное сияние чистого разума», а для Джонза — «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптацию» — примечание Fastcult.ru). Мы всё время друг друга поддерживаем — следим за проектами друг друга, консультируем, советуем, помогаем, делимся специалистами. В конце концов, мы, разумеется, не можем не оказывать друг на друга взаимного влияния.


Her_(Film_2013)


Интервью: Антон Сазонов

Читайте также:

Комментарии
Популярное

Твиты могут стать длиннее

Твиты могут стать длиннее

Твиты могут стать длиннее

Определенный артикль «the» — наиболее часто используемая часть речи в английском языке. Австралийский ресторатор Пол Матис решил, что у «the» должен быть свой символ, как у союза «and» — есть обозначение «&»
Read more...Collapse )
1

Порно VS Реальный секс. ВИДЕО. 18+

Порно VS Реальный секс. ВИДЕО. 18+

Порно VS Реальный секс. ВИДЕО. 18+

Если вы когда-нибудь смотрели порно, и если вы когда-нибудь занимались сексом — то, скорее всего, вы обратили внимание на то, что это две очень большие разницы. Так, чем же порно отличается от реальности?
Read more...Collapse )
137
?

Log in

No account? Create an account