Саша Джокич о 3D-печати и архитектуре будущего без прорабов

mainНа прошлой неделе на «Стрелке» прошла конференция «Технологии фантастического». Fastcult поговорил с архитектором Джокичем, рассказывавшем на ней, как печатать города
саша джокич


В Transmetropolitan, одном из известнейших американских комикс-романов прошлых лет, главный герой, направляясь в душ, заказывает специальной машине «стандартный чёрный костюм». На выходе его уже ждут брюки и пиджак, лежащие в специальном отделении хитрого агрегата. Сегодняшние 3D-принтеры пока не могут напечатать вам костюм-тройку, зато вполне осилят мебельный гарнитур в стиле Захи Хадид или пару ботинок.
На прошлой неделе в Институте архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла конференция «Технологи фантастического», на которой специалисты со всего мира говорили о возможностях, открывающихся перед нами в будущем. Помня о перспективах трёхмерной печати, мы поговорили с выступавшем на ней Сашей Джокичем, голландским архитектором и одним из создателей строительного робота Mataerial, который в грядущем станет печатать дома.



Трёхмерная печать — штука, которую эксплуатируют уже несколько десятилетий. Но в фокус общественного внимания она попала сравнительно недавно. Что-то изменилось в технологии, или это просто случайность?

Саша Джокич: В массе своей дизайнеры и архиткторы действительно обратили внимание на трёхмерную печать только в последние пять лет. Это очень интересная история: во многом к печати обратились из-за того, что наконец свыклись с использованием компьютерных технологий. Архитекторы просто поняли, что для более гибкого воплощения идей, придуманных при помощи комьютерного софта, нужны другие технологии. Ведь формы современного предметного дизайна и архитектуры — очень сложные. Довольно часто трёхмерная печать — единственный способ вообще воплотить их. Но в самой технологии за последние двадцать лет удивительным образом почти ничего не изменилось и её недостаточно ёмко используют.


Есть же бельгийская компания Materialise, печатающая концепт-кары и сложные детали для самолётов…

С. Д.: Да, они усовершенствовали свои машины, и могут печатать большие объекты. Но увеличить принтер до такой степени, чтобы он мог напечатать дом — невозможно. Разве что это будет очень маленький дом для вашего кота.
Поэтому мы сегодня здесь, и поэтому рассказываем о нашем с Петром Новиковым проекте. Мы как раз и работаем над тем, чтобы можно было печатать дома.


саша джокич



Есть фреймворк Buko — своеобразный раздвигающийся принтер. Ваш проект на чём-то подобном построен?

С. Д.: Я бы сказал, что это полностью противоположный подход. Вместого, чтобы формировать 3D-объекты послойно, накладывая один плоский слой на другой, мы создаём их при помощи трёхмерных кривых. Каждая такая кривая описывает форму реальной линии в пространстве. Каждая линия создаётся специальным роботом в соответствии с трёхмерным макетом.


То есть, вы как будто рисуете дом, только не на плоскости, а в пространстве?

С. Д.: Да, это очень точное описание.
Ведь каждый трёхмерный объект может быть описан при помощи кривых. Наша технология позволяет эти кривые рисовать прямо в пространстве, так что она готова для работы с действительно крупными объектами.
Кроме того, послойная печать гораздо сильнее зависима от ошибок и неточностей, чем то, что предлагаем мы. Если вы печатаете послойно, и вдруг (из-за толчка, программного сбоя, чего угодно) один из слоёв лёг на другой не в точности так, как было запланировано вами в макете, ваша конструкция просто развалится.


саша джокич



Можно пофантазировать на тему потребительской 3D-печати. К примеру, розничные магазины с обувью не смогут существовать, потому что я смогу напечатать себе идеально подходящие по размеру ботинки по макету, купленному в интернете. А как трёхмерная печать изменит архитектуру?

С. Д.: Это очень интересный вопрос. В первую очередь потому, что за последние сто лет в стротельстве домов не было особенных тектонических сдвигов.
И то, что мы предлагаем сейчас — именно такой сдвиг. Слишком сильно вдаваться в футуристические детали я не хочу, но полагаю, что эта технология займёт свою нишу; возможно, не сильно повлияв на традиционное строительство, но займёт.



Так как, в итоге, можно будет напечатать дом?

С. Д.: Согласно нашей концепции, весь процесс сможет контролировать один человек — архитектор. К примеру, у него есть пять машин и ноутбук. Он сидит на участке, без толпы людей в касках, перекусывая бутербродом под сенью какого-нибудь деревца, и строит дом.


То есть, без прорабов?

С. Д.: Конечно. Это изменит всё. Сейчас дом планируют не только архитекторы, рисующие макеты. Есть архитекторы, финализирующие макеты; занимающиеся коммуникациями — проводкой, трубами и вентиляцией; рассчитывающие сопротивление материалов — то есть, соотносящие архитектурное видение с возможностями строительного комплекса.
Для технологии печати зданий нужен будет только первый — бумажный архитектор.
Формы станут сложнее, сроки и издержки — меньше.


А что за материал вы используете?

С. Д.: Двухкомпонентный полимер. Сейчас мы экспериментируем с другими материалами, и уверены, что найдём массу альтернатив тому, который использовали в презентации на видео.
Сейчас полимер полностью перерабатываем. То есть вы можете заниматься проектированием прямо во время строительства — если вам что-то не понравится, вы просто всё уничтожите, и напечатаете из того же самого материала заново. Это и в отвлечённом виде звучит здорово, но как архитектор скажу, что очень часто критически важно понимать, что происходит на строительной площадке и как она устроена: вдруг там под землёй река, большой наклон, холм справа? От этого может измениться очень многое в том, как устроен макет здания.


А сколько стоит один робот?

С. Д.: Около 50 тысяч евро. Само собой, в серийном производстве он станет дешевле. Так всегда происходит, когда технологию начинают полноценно использовать. Достаточно вспомнить историю персонального компьютера.


саша джокич



Какова была ваша главная цель при работе с технологией? Вряд ли вы просто искали ещё один оригинальный способ построить дом.

С. Д.: Мы с Петром хотели удешевить, упростить и улучшить производство. Сейчас ведь что происходит: популяция земли растёт, в многонаселённых странах вроде Индии не то, что не у всех есть дома, — домов нет у тысяч людей. И такая технология, если прибавить к ней скрупулёзно проработанный типовой макет — способна сильно улучшить жизнь этих людей.
Другая цель, к которой мы сейчас движемся, — создать полностью независимый от человека инструмент.


То есть, говоря грубо, мои внуки смогут скачать из интернета файл, нажать на каком-нибудь айпаде будущего кнопку, и перед ними почти по волшебству вырастет дом?

С. Д.: В идеальном мире — именно так. Но скорее всего им придётся подключать счёт в банке к какому-нибудь аккаунту в BuildStore, параллельно стоя в гигантской пробке по дороге в WallMart, чтобы купить цистерну полимера. Ведь никто не выпустит на рынок технологию, если на ней нельзя будет заработать.


джокич


Интервью: Алексей Серебренников

Читайте также:

    counter: 0 / 1056063
    not photo or video
    formatted_img: Новый интернет-мем: Найти панду
  • print entry
    Новый интернет-мем: Найти панду

    Новый интернет-мем: Найти панду

    В сети набирают популярность новый интернет-мем. На картинках нужно найти изображение среди множества похожих, например панду. Часть из этих картинок нарисовал венгерский карикатурист Gergely Dudas, более известный как Dudolf.
    Read more...Collapse )
    0
  • counter: 1 / 1064639
    not photo or video
    formatted_img:
  • print entry
  • counter: 2 / 1067839
    counter: 2 / 1073099
    counter: 2 / 1053282
    counter: 2 / 1064244
    not photo or video
    formatted_img: Кто из этих  девушек мама?
  • print entry
    Кто из этих  девушек мама?

    Кто из этих девушек мама?

    В социальных сетях разгорелись настоящие страсти вокруг семейной фотографии, где изображены мама и две сестры-близняшки из США. Ажиотаж вызвал спор о том, где именно мама, а где сестры. Многие думали, что так выглядят сестры-тройняшки.
    Read more...Collapse )
    2
Комментарии
Популярное

Как раньше выглядели интернет-гиганты

Как раньше выглядели интернет-гиганты

Как раньше выглядели интернет-гиганты

У всех великих всегда было довольно скромное начало. Как у людей, так и у веб-сайтов. Такие интернет-гиганты, как Amazon, YouTube, Facebook или Twitter были когда-то крошечными, монохромными с дурацкими логотипами и плохо продуманной структурой
Read more...Collapse )
22

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Топ-3 самых дорогих фотографий в мире, и сколько стоят редкие снимки группы «The Beatles», сделанные фото-любителем, благодаря поддельным документам.
Read more...Collapse )
11
?

Log in

No account? Create an account