Андрей Ашкеров о Владиславе Суркове и котиках

Доктор философских наук Андрей Ашкеров рассказал почему он написал книгу про Владислава Суркова, что случилось со Сталиным, и как связаны политика и поп-культура
Андрей Ашкеров, доктор философских наук, написал книгу про Владислава Суркова — бывшего руководителя аппарата Правительства РФ. «Сурковская пропаганда» — выражение, которое превратилось в мем. «Сурковской пропагандой» — российская оппозиция называет материалы, которые созданы кремлевскими политтехнологами для манипуляции общественным мнением.


Андрей Ашкеров, сурковская пропаганда



Андрей Ашкеров рассказал проекту Fastcult — почему он выбрал Суркова (и что в нем раздражает автора), что случилось со Сталиным, как связаны политика и поп-культура, что танцуют гастарбайтеры в России, кто сидит в печёнках, и чем всё это закончится. Кроме того, Андрей ответил на те вопросы, которые он задал себе сам.

Андрей Ашкеров, сурковская пропаганда


— Зачем вы написали книгу о «сурковской пропаганде»?

— Потому что мне хотелось выяснить, что может в политике конкретный человек, каждый из нас. Ведь именно этим, по сути, вопросом задавались и те, кто вышел на Болотную. То есть вопрос не о Суркове и даже не о роли личности в истории. Вопрос о том, что такое политическое действие и как именно нужно действовать, чтобы что-нибудь поменять.

Сурков долгое время действовал как гражданское общество в единственном лице. И это не вопрос его самомнения, хотя оно тоже имеется. Это вопрос состояния гражданского общества, которое считает себя существующим, обращаясь к той или иной форме представительства.

Представительство присутствует везде, где есть гражданское общество, поскольку гражданское общество и есть «палата представителей». Однако именно в России, чтобы тебя представлял кто-то, нужно стать никем. В этом революционно-демократическая традиция смыкается с монархической.

Андрей Ашкеров, сурковская пропаганда


— Почему именно Сурков? И почему именно сегодня?

— Сурков интересен как пример политика, который понимал это единство монархического и революционного в русской культуре. Отчасти он эксплуатировал это единство, отчасти — ему сопротивлялся. Стать «кем-то» в российской ситуации — значит связать себя с суверенной волей определённого клана: регионального (например, «питерские»), профессионального (например, «чекисты») или какого-то ещё.

Бывший кремлёвский идеолог фактически заново обозначил «внутреннюю политику» как проблему и область приложения усилий. «Внутренняя политика» предполагала, по крайней мере, как род занятий была не то, чтобы вызовом клановости, но хоть какой-то альтернативой. Кланы вынуждены были договариваться, следовательно, договорные отношения оказывались над клановыми негласными договорённостями.

Но повторю ещё раз: меня интересовал не Сурков сам по себе и не возможность написать его политическую биографию. Меня интересовала политическая биография каждого из тех, кто хотел бы её иметь, а значит, хотел бы понять, что такое политическое действие.

Андрей Ашкеров, сурковская пропаганда


— Что означает в России отставка? Что в ней общего со смертью? Есть ли какая-то местная культура отставки?

— У нас есть такая традиция в политической культуре: вот уходит политик — и сразу запускаются какие-то механизмы коллективного бессознательного, которые заботливо стирают следы присутствия. Получается такой фокус с исчезновением, который никакому Гудини не снился. «Не был, не состоял, не значился». Отставка — хуже, чем смерть. Хотя, если вспомнить Сталина, и смерть может быть сродни отставке. (Это, кстати, косвенное свидетельство того, что Сталин умер не своей смертью.)

Почему так? С одной стороны, политический процесс в России таков, что суверенная власть постоянно отождествляется с каким-то именем собственным. С другой стороны, власть, пользуясь именем собственным какого-то человека, любой ценой доказывает, что в этом имени нет ничего личного, что и оно может означать кого угодно и что угодно.

С тем же Сталиным так и случилось: он и злодей, и святой. Но главное, что он пустое обозначение, применимое к любым обстоятельствам. Ну, например, в сценариях вашей операционной системы что-то пошло не так, — значит, «дотянулся кровавый Сталин», и т. д.

Это такой код власти, в случае со Сталиным проявившийся наиболее полно: политика отождествляется с именем собственным, чтобы политик был как явление природы. Как вещь. Как стихия. И вот потом эта стихия, в которой нет «ничего личного», одушевляется. У каждого возникает свой Сталин, с которым взрослые люди носятся как ребёнок с куклой.

Всё это имеет отношение и к современным политикам. Особенно к отставным. В них всегда есть что-то от Сталина. Другое дело, современные политики имеют несколько больше рычагов влияния на то, как с ними будут носиться. Зато выше ставки и их «овеществления».

Андрей Ашкеров, сурковская пропаганда


— Превратилась ли политика в России — в поп-культуру? И если да, то: а) почему и б) во что она превратится после?

— Поп-культуру нельзя отождествлять с шоу, со спектаклем. Честно говоря, Ги Дебор, на которого молятся и правые, и левые, давно уже сидит в печёнках. Политика родственна поп-культуре не из-за того, что предполагает массовые зрелища, режиссуру, мизансцены. Политика стала поп-культурой задолго до того, как стала самостоятельной сама поп-культура.

Дело в том, что политика первой стала производить общий вкус, так называемый common sense.

При этом политика способна производить его, выражая через атрибуты самых разных режимов. Выражением общего вкуса может быть общегражданская мечта (типа «американской»), этническое превосходство (как у нацистов), классовое предназначение (как в Советском Союзе) и т.д. и т.п.

Так что, сказать, чем будет политика, если исторгнет из себя элементы поп-культуры, совершенно невозможно, потому что в противном случае она просто перестанет осуществлять свою главную функцию: управление участием массовых групп в «общих делах» и самим отделением «общего» от «необщего».

— Зачем Владиславу Суркову нужна политика?

— Как мне кажется, она была для него относительно нетривиальным предметом приложения творческих усилий. А найти нетривиальный предмет для творчества — это творчество вдвойне. То есть политика.

Андрей Ашкеров, сурковская пропаганда


— Что раздражает в Суркове?

— Он слишком доступен для приёма «остранения», который придумал Шкловский. «Остранение» означает такой взгляд на драму, который позволяет относиться к её действующим лицам как к обстоятельствам, а не субъектам. Сурков слишком уж хочет показаться «вещью в себе», слишком окружает себя ореолом тайны. Это делает его идеальным героем для того, кто испытывает нескрываемое подозрение ко всему героическому. Проще говоря, непонятно, на какие самостоятельные поступки способен человек, образ которого связан с умением дёргать других людей за ниточки.

Возможно, дело в том, что можно назвать словом «вельможность». Она не слишком хорошо вяжется с образом человека, который представлял в системе госвласти модель «внекланового» и антифеодального действия. (Того самого действия, которое, между прочим, и называют «гражданским».)

Не вполне очевидно, помогает или, наоборот, мешает вельможность чувству собственного достоинства. По мне, так более вероятно второе. Однако очевидно другое: как элемент стиля «образцовых граждан» вельможность указывает нам на то, что статус гражданина является сегодня в России привилегией истеблишмента. Возникает аналогия с Екатериной II, которая, будучи императрицей, в определённых ситуациях называла себя простой помещицей.

— Если бы всё — где мы живем сейчас, было бы текстом: какой финал у этого?

Рассказчик оказывается убийцей.

— Какие главные политические мемы этого года?

— Я вспоминаю только Harlem Shake, который могли бы танцевать по улицам России гастарбайтеры, символизируя тот факт, что они стали альтернативным населением страны со всеми вытекающими последствиями.

Андрей Ашкеров, сурковская пропаганда


— Сможет ли когда-нибудь котик возглавить какое-нибудь государство? И что это будет за государство?

— Это государство уже есть. Не один, а сразу огромное множество котиков возглавляют социальные сети, являющиеся «внутренней Монголией» для граждан, воспринявших их как свою настоящую Родину.

Читайте также:

Комментарии
а что по этому поводу сказал сам Сурков?
Ему понравилось.Ведь он одобрил замысле Андрея)
одобрить замысел не означает одобрить результат
но если Владислав Юрьичу что-то и понравилось, так это "она (политика) была для него относительно нетривиальным предметом приложения творческих усилий" ))
Одобрить замысел означает - контроль над процессом.Иначе может всякое быть с философской точки зрения)))Сурков такое не допустит.
и ни капли импровизации?
весьма деспотично с его стороны
может, из-за этого столько рефренов и попыток взглянуть на объект исследования не просто с разных сторон, а буквально с каждой точки, находящейся на орбите этой планеты))
уж очень он оказался сферичным
Ну,каждый политик вынашивает в мечтах остаться на страницах истории хоть в каком-то варианте отражения его личности.Сталин,например,очень хотел,чтобы про него написал М.Горький.Примеров много.Вообще бы,по моему разумению,стоило бы прочесть книгу,чтобы дать объективную оценку.
Если Кремлёвскую Пропаганду создавал Сурков, то я его портрет на стену в рабочем кабинете повешу. Ибо если бы не его пропаганда, я бы до сих пор пребывал в розово-сопливом царстве иллюзий. Ничего так не отрезвляет, как дебильная, попсовая херня, коей можно рассказывать сказки про Киркорова да Билана, но не про твою, да .да. именно твою жизнь.
Да и надо бы мишень для дартса обновить.

Edited at 2013-07-18 03:28 am (UTC)
Статья - бред. Сурков - вынесенный на поверхность политики обычный политический мусор, член коллектива, который его на всякий случай его отверг, чтобы очиститься от собственной грязи. Не возникло никакого желания читать эту книжицу, так как предмет исследования - не интересен.
Популярное

Саша Грей на шоссе. Порноактриса и автопром РФ

Саша Грей на шоссе. Порноактриса и автопром РФ

Саша Грей на шоссе. Порноактриса и автопром РФ

Саша Грей, Лада Калина, РоссияВ середине мая нашу страну посетила с визитом бывшая порнозвезда Саша Грей (25 лет). Она захотела повторить подвиг Путина: проехать из Хабаровска до Читы на «Ладе Калине».
Read more...Collapse )
176

«Сотворение Адама» — как исторический мем

«Сотворение Адама» — как исторический мем

«Сотворение Адама» — как исторический мем

Мем — это не только внезапно вброшенная в медиа-пространство фраза (например, «двушечка» для Pussy Riot от главы государства) или необычная фотография, которая порождает вал фотожаб (например, так называемый «Упоротый лис»).

Микеланджело, Сотворение Адама, фреска, Сикстинская капелла, заимствование, цитирование
Read more...Collapse )
10
?

Log in

No account? Create an account