Пермский связной

muz_noch19 июня Марата Гельмана уволили с поста директора Пермского музея современного искусства. Это — решение человека по имени Игорь Гладнев, исполняющего обязанности министра культуры Пермского края.
За то время, пока Гельман был своеобразным культуртреггером Пермского края, в самом городе Пермь и в информационном пространстве вокруг него многое изменилось. Fastcult выбрал 5 самых важных последствий работы Гельмана




19 июня Марат Гельман был уволен с поста директора Пермского музея современного искусства, решением Игоря Гладнева, исполняющего обязанности министра культуры Пермского края. Сам Гельман заявил, что был совершенно не в курсе этого события, и узнал о нём от журналистов.



Музей современного искусства PERMM он возглавлял с момента основания в 2008 году. Договор с галеристом расторгли утром 20 июня. Уже на следующий день, 21 июня новым директором была назначена Елена Олейникова. За время, пока Гельман исполнял обязанности своеобразного культуртреггера Пермского края, в самом городе Пермь и в информационном пространстве вокруг него многое изменилось. Fastcult выбрал 5 самых важных последствий работы Гельмана.



1
Открыл первый музей современного искусства вне двух столиц




Выставку «Русское бедное» в первый месяц показа посетили 45 000 человек, после чего по просьбам горожан она была продлена ещё на месяц. После такого успеха и публикаций о выставке в российской и зарубежной прессе, Гельман, по приглашению тогдашнего губернатора края Олега Чиркунова, в отреставрированном здании Речного вокзала открыл музей современного искусства PERMM. Это действительно первый музей современного искусства, открытый в провинциальном городе, положивший, помимо прочего, начало масштабному проекту «Пермь — культурная столица».



2
Вывел современное искусство на улицы


red people


Музей PERMM не только проводил выставки внутри здания Речного вокзала и вывозил экспозиции в другие города и страны, но и создал очень сильную паблик-арт программу, — вывел современное искусство на улицы. Именно он привёл в пермский Музей современного искусства куратора направления паблик-арт, Наилю Аллахвердиеву, показавшую, что город вполне может выглядеть как выставка арт-объектов на свежем воздухе, и оставаться при этом городом, не превращаясь в музей.



3
Запустил процесс сотрудничества дизайнеров с чиновниками


iloveP


Созданный в Студии Артемия Лебедева и при посредничестве Гельмана логотип Перми стал чуть не эталонным примером работы дизайнеров с городскими чиновниками, и дал начало созданию Пермского Центра Развития Дизайна, на протяжении нескольких лет курировавшего все дизайн-процессы в городе и крае: от знаменитых остановок, уличных табличек и городской навигации, до создания пермских новогодних игрушек и оформления улиц города к 65-летию Дня Победы.



4
Сделал модным территориальный брендинг


polisskiy


После выставки «Я люблю П», объектов Николая Полисского и других проявлений брендинга края активизировались не только дизайнеры (вот прекрасный энтузиастский проект I am siberian), но и чиновники: в лучшую сторону эволюционировало несколько областных гербов, запустилось или вышло на новый виток сразу несколько проектов по территориальному брендингу.



5
Создал фестиваль «Белые ночи в Перми»


white night


Марат Гельман лично занимался разработкой концепции и проведением фестиваля «Живая Пермь». В первый раз он был организован при поддержке тогда ещё губернатора Пермского края Олега Чиркунова в 2009 году. Позже опыт «Живой Перми» был взят как прототип для подготовки и проведения более крупного ежегодного фестиваля «Белые ночи в Перми». В прошлом году «Белые ночи» посетило более миллиона человек.


Мы также попросили прокомментировать увольнение Марата Гельмана участников пермского культурного проекта: Эркена Кагарова и Андрея Люблинского.



kagarov


«Мне кажется, что драматизм нынешнего момента не только в том, что Марата не будет в Перми, хотя на мой взгляд это серьезная утрата для города. Драматизм еще в том, что последние движущие силы культурного проекта сейчас не то, что убираются, а устраняются от возможности этим заниматься.

Я работал в Перми полтора года. За это время мы запустили сайт: на нем было опубликовано 6 проектов, которые были сделаны до запуска, и больше 20 проектов, сделанных под моим руководством. С тех пор, как сменилось руководство Центра Дизайна, уже прошел почти год, и на сайте не появилось ни оного нового проекта.

Больше всего меня пугает, что музей останется, но уже вряд ли будет функционировать также. Город может и будет тратить такие же деньги, но почти с нулевым результатом
».



lyublinskiy


«Мне сложно сравнить, каким был город до появления Марата там: в Перми до Гельмана я ни разу не бывал, более того, если бы не Марат — вряд ли я когда-нибудь посетил этот город.

Проще сравнить происходящее, например, в Санкт-Петербурге и в Перми. Думаю, не надо объяснять разницу между двумя этими городами, но совершенно очевидно, что по количеству культурных событий на квадратный метр (речь, в данном случае — про актуальное искусство, разумеется) СПб сильно проигрывает, более того — в Перми есть музей современного искусства, а у нас в Питере — нет. Да, чуть не забыл — Центра развития дизайна у нас тоже нет. Вопрос: данные институции нужны мегаполису или и без них вполне нормально можно прожить? Лично мне они необходимы, просто у нас нет своего Гельмана, а в Перми он есть, точнее — был, вот и ответ.

Гельман — живой человек, со всеми плюсами и минусами, методы его, зачастую — откровенно провокативны, но нельзя не признать — они работают. Марат — эффективный менеджер. Все происходящее в Перми — живое этому подтверждение. Ошибок и погрешностей, наверное, допущено много, но и прецедента нет, по крайней мере в нашей стране я ничего подобного не видел
».


Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: fastcult.ru/364812.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.