Максим Семеляк о концертах, соцсетях и позоре в журналистике

Untitled-1Стоящие тексты сами тебя находят. Элемент позора в журналистике. Дневник по Барту. Ценю вздорность в культурной журналистике.
Стоящие тексты сами тебя находят. Элемент позора в журналистике. Дневник по Барту. Ценю вздорность в культурной журналистике.

Максим Семеляк, интервью


О концертах

В Москве я практически перестал ходить на концерты, поэтому первое, что приходит в голову, — недавний парижский концерт Кима Фаули. Такой очень древний и очень вздорный американский музыкант и продюсер, который вообще-то безвылазно живет в Калифорнии, поскольку никому особо не нужен, но тут вдруг пустился в европейский тур с первыми встречными музыкантами. И был концерт в парижской церкви. Для меня это представление обладало особенной ценностью, поскольку самолет опоздал, и я в результате сам концерт пропустил, зато удалось договориться с Фаули об интервью для журнала.

О книгах

Лучшее, что я прочел по-русски в последние месяцы, — роман «Немцы» Александра Терехова. Это как будто Михаил Шишкин на новом этапе. При всем уважении к Шишкину, мне кажется, что и «Венерин волос», и «Взятие Измаила» сейчас несколько устарели, впрочем, не знаю, не пробовал их перечитывать. А в Терехове есть все то, что мне дорого в этих книгах, но более жестко, если угодно, более саркастично и конкретно.

Немцы, Александр Терехов

обложка романа «Немцы» Александра Терехова


О прессе

Не могу похвастаться каким-то повышенным интересом к прессе, в конце концов сейчас благодаря Фейсбуку все мало-мальски стоящие тексты сами тебя находят. Бонмотизм как таковой меня уже не очень интересует, как в конце 1990-х. У меня сейчас вполне потребительское отношение ко всему написанному. Больше интересуют какие-то образовательные вещи, а хлесткость письма и умение сложить композицию как-то перестали обладать для меня такой уж ценностью. Хочется длинных непонятных текстов с обилием ссылок, имен и умных слов. Вероятно, это возрастное — хочется вернуть себя в студенческое состояние.

О соцсетях

У меня в свое время было какое-то подобие блога. «Блог» громко сказано, просто делал какие-то пометки в ЖЖ. Вообще я привык писать исключительно по служебной необходимости, и большой потребности как-то еще дополнительно выставляться у меня нет. К тому же в том типе журналистики, который я занимаюсь вот уже пятнадцать лет, всегда присутствует элемент позора, потому что ты всегда чего-то не учитываешь, всегда недостаточно знаешь, всегда бываешь эмоционально чрезмерен или неточен. Я не в плане самоуничижения это сообщаю, но понятно, что когда я в двадцать с лишним лет принялся что-то там писать о музыке, то прежде всего расписывался в собственном невежестве. В этом смысле Фейсбук мне симпатичнее, чем ЖЖ, поскольку тут можно напоминать о своем существовании самому себе (а это собственно и есть принцип дневника, если по Барту) куда более лаконичным образом. Иначе говоря, позора меньше.

559290_4423099497075_390200524_n

фото с личной страницы в Facebook


Об авторитетах

Что до текущих обзоров, то мне, пожалуй, не хватает именно советов по части книг. Разумеется, в литературной критике традиционно крепок Лев Данилкин, но мне сложно на него ориентироваться уже хотя бы потому, что мы дружим больше двадцати лет и я слишком хорошо знаю его вкусы. Если говорить о кино, то я почти наверняка прочту любой текст, подписанный Алексеем Васильевым, — мне нравится его взгляд на вещи и невероятная на самом деле осведомленность под маской общей сентиментальной вздорности. Впрочем, я вообще ценю вздорность в культурной журналистике. Например, во всех отношениях превосходные тексты Ревзина или Быкова я не слишком люблю читать, именно потому, что они слишком складные и обоснованные, с ними остается только мгновенно соглашаться, а это быстро надоедает. Как у Галича: «ну да, говорят, ну ты прав, говорят, и продукция ваша лучшая».

Что до музыкальной журналистики, то в рецензиях как таковых я вообще не нуждаюсь, и так все понятно. Мне было бы интересно читать какие-то совсем глобальные истории, скажем, как менялся звук того или иного десятилетия. Здесь такого вообще никто не делает. Вот, например, «Афиша» не так давно проделала вполне титанический труд, изучив местную поп-музыку 1990-х. История вполне безоговорочная, только непонятно зачем. Потому что при известной занятности отдельных представителей все это, в общем, чудовищная мура — и, кстати, всем, кто хоть как-то интересовался музыкой в 1990-е, это было понятно, никто никакой ностальгии по этому не испытывает. А хорошо бы делать такие вещи про софт-рок 1970-х или музыку к английскому телевидению (только что вышел хороший сборник на Souljazz, я поэтому вспомнил). Ужасно надоело столь распространенное здесь попутное ретро, когда за точку отсчета принимается любое личное воспоминание, причем любой степени идиотичности. Хочется читать про большое и чужое прошлое. Кто захочет читать про софт-рок, я, впрочем, не вполне себе представляю, но это не самая большая проблема. Кто способен такое написать — вот вопрос.

О перечитывании

Чтобы перечитывать книги, нужно достичь состояния некоторой минимальной гармонии, поскольку слишком много непрочитанного и велик соблазн и дальше расширять скудную базу данных. У меня все еще слишком силен этот зуд, поэтому перечитываю я только то, что успел капитально забыть. Последнее, что я таким образом перечел, — «Суть дела» Грэма Грина. В первый (и последний) раз я читал его в 1996 году, тогда он меня не слишком впечатлил, а теперь — любимый роман.

Интервью: Елена Рыбакова
Фото: Ксения Колесникова

Читайте также:

Комментарии
Популярное

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Редкие снимки The Beatles. Топ самых дорогих фотографий мира

Топ-3 самых дорогих фотографий в мире, и сколько стоят редкие снимки группы «The Beatles», сделанные фото-любителем, благодаря поддельным документам.
Read more...Collapse )
11

Статистика для взрослых. 18+

Статистика для взрослых. 18+

Статистика для взрослых. 18+

Под какой визуальный ряд снимают напряжение люди в Бразилии? Кто из потребителей порно — самый патриотичный? Наконец, какие видео для взрослых предпочитают в России? Ответы на эти вопросы — внутри нашего материала.
Read more...Collapse )
4

«Крик»: от полотна до фильма ужасов

«Крик»: от полотна до фильма ужасов

«Крик»: от полотна до фильма ужасов

В рамках культурной мемизации стоит рассказать о произведениях искусства — живописи столь экспрессивной и с мощным эмоциональным фоном, что использовать это произведение в рекламе решится не каждый.
Крик, Эвард Мунк
Read more...Collapse )
1
?

Log in

No account? Create an account