"Роль рекламы и маркетинга настолько высока, что настоящее вообще сложно распознать"

<Как можно оценивать искусство, а тем более современное. Роль интернета в продвижении искусства и не заменит ли вообще интернет продюсеров?
22 апреля в Школе Талантливого Мышления начинается долгожданный on-line курс „Искусство – дело сложное? Менеджмент. Маркетинг. Финансы“ с одним из лучших преподавателей арт-менеджмента Натальей Маченене. В предверии этого, мы поговорили в Натальей и попытались выяснить, как можно оценивать искусство, а тем более современное. Узнали ее мнение о роли интернета в продвижении искусства и не заменит ли вообще интернет продюсеров?



Как можно оценить искусство, по каким критериям?


Современное искусство оценить довольно сложно, если ты не специалист в области которую оцениваешь. Эксперты и профессионалы могут достаточно легко отнести тот или иной продукт к категории „профессионально“, „интересно“, „искусство“, „дилетанство“ и т.д. Критерии оценки у каждого свои, присущи конкретно тому или иному направлению. Вкус и внутреннее чутьё играют не последнюю роль.
А вот простым зрителям бывает довольно сложно, но это вопрос тренировки: научиться отличать искусство от подмены.
Как говорит Борис Гройс, теоретик искусства, философ, писатель, публицист „...Может, это различие кажется немного фиктивным, но я, как зритель с более или менее тренированным взглядом, всегда вижу, понимает этот художник, что он делает или нет. Странным образом это всегда можно прочесть...“
Я, например, могу зайти в зрительный зал и увидеть 5-10 минут спектакля и оценить его – „искусство“ или „халтура“. Это мои более 20 лет связи с театром. Впрочем, если уж совсем честно, то я могу в зал и не заходить – мне достаточно увидеть имена создателей и афишу.

Например, живопись. С классическими картинами всё более менее понятно, а как оценивают современное искусство?

Сложно, всё очень сложно ))
Я, как человек связанный в основном с театральными проектами, но любящий современное искусство не всегда могу понять по каким критериям музей выставляет те или иные экспозиции. Иногда мне, как зрителю, интересно и я пытают прочесть смыслы, но иногда я совсем не понимаю контекста и тогда даже не помогают описания...
„...Сразу возникает вопрос: почему эти люди могут решать, что такое искусство, а я не могу и Иван Иванович не может...“ – как говорит Борис Гройс.
Я учусь смотреть и понимать современную живопись как простой зритель. Мой театральный опыт в этой сфере не работает. Так и у экспертов – они могут быть экспертами в области изобразительного искусства, но ничего не понимать в музыке...
Конечно, профессионализм эксперта, работа пиарщика и работа куратора, арт-менеджера могут вывести Художника в мир профессионального искусства. Но вопрос „Это искуссво?“ всё-таки лежит в области философии и тех, кто считает себя профессионалами.

Как оценивать искусство в современном мире?

Если сегодня каждый может стать фотографом – достаточно современного телефона и связей с галереей для организации выставки, то вопрос профессионализма для оценки работ фотографа будет всё-равно актуален. Нужны эксперты и критики.
Для людей, которые хотят работать в области культурной сферы и сферы искусства, которые хотят разрабатывать, производить, рекламировать и привлекать зрителей и покупателей на свои проекты я рекомендую прежде всего узнать всё о том направлении, в котором они собираются работать. Воспитывать свой вкус и знать, что считается искусством в этой области и не подменять понятия, работать честно.
Зрителю, что бы оценивать произведения, - смотреть, наблюдать, читать мнения экспертов и делать свои выводы. И чувствовать. Искусство – это область субъективного и область вашего вкуса. Значит воспитывать вкус.
То же самое можно и порекомендовать покупателям, прежде, чем они начнут вкладывать деньги в произведения искусства – научиться распознавать качественный продукт. Что бы не было разочарований и обмана.
Довольно часто современный зритель может столкуться и с такой, не очень корректной позицией профессионалов, когда продают не качественный продукт выдавая его за искусство. Если зритель не понимает критериев „хорошо-плохо“, то звучит фраза „вы просто не понимаете“... И зритель путается и сомневается в своих критериях и оценках. Вот поэтому и надо изучать разные точки зрения экспертов и больше узнавать о критериях качества любимого искусства.




Насколько современное искусство неоцененно или переоценено?


Трудно сказать. В современном мире, как мне кажется, роль рекламы и маркетинга настолько высока, что настоящее вообще сложно распознать.

Можете рассказать про перспективу концертной, выставочной деятельности в России в условиях кризиса?


Эта сфера деятельности никуда не денется - сколько бы кризисов не переживала Россия и Европа, но концерты есть, театры работают, кино снимается, выставки проводятся.
Только объёмы меняются. Если зритель не может покупать дорогие билеты, значит промоутеры проведут меньше концертов и сделаю цены на билеты ниже. Но смогут воспользоваться ситуацией и снизить гонорары артистов, цены на аренду зала и аппаратуры, например.
Кризис даёт возможность пересмотреть гонорары артистов, режиссеров, художников. Например, в кино. Если вспомнить кризис 98 года в Москве, когда артисты обсуждали как снизились их гонорары и 2014 год, когда были рекомендованы новые ставки для артистов... Но после предыдущего кризиса гонорары снова выросли и даже переросли предыдущие. Так что и после этого кризиса ставки вырастут – только надо немного подождать...
Но кризис даёт возможность продюсерам делать новые проекты и выгодно выходить на рынок с новыми идеями. Тогда как „старички“ заключили договоры по старым ценам, то „новенькие“ могут максимально сократить расходы соответсвенно реальности сегодняшнего дня и быть в выгодном положении.
Ведь всё очень просто – артисту надо выступать, зритель хочет новых впечатлений, продюсерам нужна работа... На новых условиях, но рынок культурных проектов и искусства будет работать независимо от кризиса.

>Какая роль интернета на этом рынке?

Конечно, огромная. Как и для всего...

Как вы считаете, развитие интернета повлияло на арт-менеджмент?

Да, это дало новые возможности и для продвижения своих продуктов, и для создания новых жанров. Хотя создало ещё более сильную конкуренцию между продуктами.
Как инструменты продвижения уже стали не актуальны и какие появились новые?

Все инструменты в той или иной степени используются и сегодня не зависимо от интернета. Другой вопрос – насколько они эффективно работают. Инструменты трансформируются, создаются новые концепции, которые очень быстро устаревают и что бы твой проект увидели и зритель принял решение прийти к вам – надо говорить на языке целевой аудитории и через те каналы, через которые целевая аудитория принимает информацию.
Для каждого города и странны есть свои приоритеты.
Первый канал будет отлично работать для русскоязычной возрастной целевой аудитории в постсоветсвом пространстве, но совсем не будет работать для молодёжной аудитории и в самой России, например. Для них есть интернет, ютюб, соцсети, инстаграм и т.д...
Самая плохая реклама в Москве - это театральная реклама. Есть „продвинутые“ театры, которые внимательно относятся к продвижению. Но чаще – это очень плохо. Причем плохие сайты, афиши, видео-ролики, реклама в городе. И с точки зрения вкуса, и с точки зрения исполнения. Иногда кажется, что реклама выполнена школьниками в конце девяностых.
Что работает всегда хорошо и для всех целевых аудиторий – это „сарафанное радио“. Эффективность отличная, только необходимо сделать качественный продукт.




Насколько профессия продюсера трансформировалась? Еще с большим развитием интернета не исчезнет ли вообще профессия продюсера, которого заменят счетчики просмотров?


Нет, не исчезнет )) Профессия продюсера это не только продвижение, а это создание сложных продуктов: спектакль, концерт, фильм, выставка, фестиваль... Что бы создать такие продукты нужно чёткое видение конечного результата, умение собрать команду, вдохновить и направлять в нужное русло, необходимо найти финансирование и договориться об аренде на лучших условиях, разработать рекламную и PR-кампании и много ещё обязанностей у продюсера. Довольно большое поле деятельности.

Творческие люди, как показывает многолетний опыт, не могут просто собраться и делать сложные продукты. Либо появляется лидер, который берёт на себя обязанности продюсера, либо проект умирает не родившись. Наверное, бывают исключения, но я не знаю таких примеров.
И если продукт родился, его надо предложить зрителям – ведь странно думать, что зритель вдруг сам придёт к вам. Работа со зрителем эта большая и сложная работа, в которой есть инструменты маркетинга, которые помогают в этой части деятельности.
Продюсер – это очень, очень важно. Поэтому к хорошим агентам и продюсерам всегда будет стоять очередь из артистов и Художников. А при встрече будут задавать вопрос: когда ты возьмёшь меня в свой проект.
А счётчики просмотров – это всего лишь подтверждения „правильности“ действий продюсера и его команды.

Авторский оn-line курс по арт-менеджменту „Искусство – дело сложное? Менеджмент. Маркетинг. Финансы“ начинается 22 апреля. Подробности по ссылке.
Комментарии
Популярное

Влияние гениального алкоголика на современную культуру

Влияние гениального алкоголика на современную культуру

Влияние гениального алкоголика на современную культуру

Джексон Поллок, реклама, дриппинг

Джексон Поллок (1912—1956) — американский художник. В августе 1956 года он сел за руль в состоянии, близкому к понятию «в дрова» (всю жизнь боролся с алкоголизмом). Поллок не смог проехать и мили
Read more...Collapse )
2
?

Log in

No account? Create an account